Пополняли ряды гладиаторов и военнопленные; например, император Тит после взятия Иерусалима часть евреев отправил в египетские каменоломни, а часть распределил между школами при амфитеатрах. Кроме того, любой хозяин мог отправить своего раба в гладиаторы за вину или без вины, и только Адриан (117-138 гг.) ограничил этот произвол теперь нельзя было сделать раба гладиатором без его согласия; если, конечно, раб не совершил преступление, за которое хозяин наказывал его гладиаторской школой.
Порой, попадали сюда и свободные люди, привлеченные либо даровым кровом, готовой едой и надеждой на сытую жизнь в будущем, либо возможностью обогатиться, а также стремлением к блестящим победам и опьяняющей славе. Именно последним обстоятельством можно объяснить появление целого ряда законодательных актов I в. до н. э. - I в. н. э., касающихся участия римских граждан в гладиаторских боях. Еще в 38 г. до н. э. был принят закон, запрещавший сенаторам, а потом и всадникам, выступать на арене в качестве гладиаторов, но он слишком часто нарушался , и император Тиберий для исправления нравов общества осудил многих распутных юношей из высших сословий, которые действовали вразрез с этим постановлениием сената, на изгнание. Особого успеха такие карательные меры не возымели, и в 69 г. вышел указ императора Вителлия, которым было «строжайше запрещено римским всадникам позорить себя участием в гладиаторских боях». Сообщающий об этом Тацит добавляет, делая небольшой экскурс в недавнее прошлое: «при прежних принцепсах их склоняли к этому деньгами, а чаще силой; многие муниципии и колонии наперебой старались подкупить наиболее развращенных из своих молодых людей, чтобы сделать их гладиаторами». «Скольких бездельников тщеславие побудиило взяться за ремесло гладиатора, а некоторые из тщеславия даже участвуют в звериных травлях и считают, что шрамы от когтей и зубов сделают их привлекателььнее», - неодобрительно восклицал позднее в одном из своих трактатов Тертуллиан.
Могли быть и другие причины: одним из любимых упражнений в риторских школах были сочинения на тему благородном юноше, который, жертвуя честью и добрым именем, нанимался в гладиаторы, чтобы предать погребению отцовский прах или помочь другу. Последний сюжет использовал известный греческий писагель II в. Лукиан Самосатский в новелле «Токсарид, или Дружба». В ней рассказывается о двух друзьях родом из Скифии, Токсариде и Сисинне, оказавшихся по воле случая в городе Амастрии на Понте Евксинском (Черном море). Оба в результате ограбления лишились всего своего имущества, и Токсарид решил даже, что настал момент с достоинством уйти из жизни, не принимаясь за какой-нибудь унизительный труд. Сисинн же не отчаивался , особенно после того, как увидел на плоощади шествие «видных юношей благородной осанки. На самом деле это были нанятые за плату гладиаторы, которые через два дня выступали во время представления». Когда наступил назначенный день, они отправились в местный театр. Далее, как рассказывал Токсарид, «усевшись, мы видели, как они охотились с дротиками на диких зверей, как их травили собаками, как выпускали зверей на каких-то связанных людей, повидимому, злодеев. Наконец, выступили гладиаторы. Глашатай, выведя весьма рослого юношу, объявил, чтообы всякий, желающий сразиться с ним один на один, выходил на середину, - за это он получит десять тысяч драхм - плату за бой. При этих словах Сисинн вскочил и, сбежав на арену, изъявил желание сражаться и потребовал оружие. Получив десять тысяч драхм, он принес их и отдал мне ... Сисинн, получив оружие, надел его, только нe взял шлема, а сражался с непокрытой головой. Он получил рану, задетый кривым мечом (т.е. противник выступал в вооружении фракийца) под коленом, так, что кровь обильно заструилась ... Но Сисинн подстерег своего противника, кинувшегося слишком смело, и пронзил его насквозь, поразив в грудь. Гладиатор тут же упал к его ногам. Сисинн, страдая и сам от раны, сел на убитого и едва не лишился жизни ... Когда же Сиcинн был провозглашен победителем, я поднял его и доставил в наше жилище» .
У Лукиана речь идет о разовом выступлении в роли гладиатора без всяких дальнейших обязательств. В действительности, подобные случаи встречались крайне редко, поскольку, по крайней мере в Италии, законодательство ставило перед человеком, по своей воле обратившемуся к ланисте, ряд препятствий, которые заставили бы его передумать. Доброволец должен был объявить народному трибуну свое имя, возраст и получаемую сумму, но тот мог не согласиться на заключение сделки, если считал его негодным для такого ремесла по возрасту или состоянию здоровья. При этом сумма, за которую человек продавал свою жизнь и свободу, была абсолютно ничтожной - по закону не больше двух тысяч сестерциев. Тем не менее, такие волонтеры составляли примерно пятую часть всего населения казармы. Фактически они становились «юридически мертвыми» И давали официальную клятву в том, что на срок действия договора их можно «жечь, заковывать в цепи, сечь и убивать железом». Платой за каждое выступление становились все те же две тысячи сестерциев. В случае продления договора гонорар увеличивался сразу в шесть раз. Впрочем, чтобы немедленно прекратить опасную работу и разорвать контракт, достаточно было заплатить немалый выкуп. Отличительной чертой свободных гладиаторов было обязательно упоминание в связи с ними их родового имени, например Тит Клавдий Фирм, тогда как рабов обозначали просто по именам. Впрочем, иногда и те, и другие скрывались за псевдонимами, как правило, имеющими отношение к птицам (Голубь), животным (Лев, Тигр), мифологическим персонажам (Гермес, Геркулес, Ахиллес), либо к отличительным качествам конкретного человека (Непобежденный, Отважный).
Для любого ланисты, практиковавшего продажу гладиаторов организаторам игр или сдачу их внаем, возможность заработать хорошие деньги, безусловно, была вполне реальной. В переписке Цицерона упоминается, что его друг Аттик, никогда не упускавший случая нажиться, как-то раз купил хорошо обученный отряд гладиаторов. Это приобретение вызвало полное одобрение знаменитого оратора. Со знанием дела он писал, что если отдать гладиаторов внаем, то уже после двух выступлений можно полностью вернуть свои деньги, причем для знатного человека такая коммерческая операция ничуть не считалась позорной, ведь для него это был всего лишь побочный источник дохода.
В поисках заработка хозяин группы гладиаторов мог переезжать с ними с места на место, подобно бродячему цирку, давая по пути кровавые представления, неиазменно приносившие хорошую прибыль. Обойтись без его услуг не могли ни городские магистраты, ни частныe лица, дававшие игры. Для понимавших толк в этом деле, таким образом, открывался путь к быстрому обогащению, которое, впрочем, не вызывало уважения в глазах других людей. Ведь обычно ланистами были сомнительные личности со связями в преступной среде, что только увеличивало отвращение к их деятельностн. В любом случае, занимать какие-либо государственные должности они не могли.
|