Такие упражнения формировали сильные руки и плечи. Плиний Старший. рассказывая о проявленилх необычайной силы, писал, что «имевший тощее тело, но необыкновенную силу Тристан, славившийся владением самнитским оружием в боях гладиаторов, и его сын, воин Помпея Великого обладали мышцами, идущими вдоль и поперек, крест-накрест, по всему телу, на плечах и на руках». 3атем «не только утром, но и после полудня они упражнялись на деревянных чучелах» высотой в человеческий рост. Как заметил Вегеций своем трактате «Краткое изложение военного искусствa», «никогда ещё ни на песке арены, ни на поле битвы никто не оказывался непобедимым воином, если он со всем прилежанием не упражнялся и не учился искусству на чучелах ... ». Он описывает процесс обучения следующим образом: новичок выступает против чучела, как против настоящего врага; «он то старается поразить его в голову и лицо, то грозит его бокам, то, нападая на голени, старается подрезать ему подколенки, отступает, наскакивает, бросается на него ... проделывaeт на этом чучеле все виды нападения, всё искусство военных действий.
При этих предварительных упражнениях всегда особенное внимание обращалось на то, чтобы новобранец, стремясь нанести рану, сам не открывал ни одной части своего тела и не подставлял её для удара. Кроме того, они учились бить так, что не рубили, а кололи. Тех, кто сражался, нанося удаp рубя, римляне не только легко победили, нo даже осмеяли их. Удар рубящий, с какой бы силой он ни падал, не часто бывает смертельным, так как жизненно важные части тела защищены и оружием, и костями; наоборот, при колющем ударе достаточно вонзить меч на два дюйма, чтобы рана оказалась смертельной, но при этом необходимо, чтобы то, чем пронзают, вошло в жизненно важные органы. 3атем, когда наносится рубящий удар, обнажаются правая рука и правый бок; колющий удар наносится при прикрытом теле и ранит врага раньше, чем тот успеет заметить». После приобретения новичком первых необходимых навыков опытный боец занимался их совершенствованием в отношении умения пользоваться щитом или наручем для отражения нападения, не раскрываться в бою, парировать неожиданный выпад противника или ловко уклоняться от него. На показательных поединках тщательно разбирались ошибки и промахи учеников. Несколько удачно проведенных сражений давали им право перейти в категорию ォветерановサ. Гладиаторов каждого типа разделяли в соответствии с их силой и умением на пять рангов-палусов. В эпитафиях родные или друзья никогда не забывали упомянуть, что умерший был гладиатором высших первого или второго ранга. При жизни это повышало его рыночную стоимость, которая определялась подробными записями по каждому бойцу, которые использовали при составлении программы игр.
Сохранился текст закона императора Марка Аврелия 177 Г., где указаны предельные цены на гладиаторов, проставленные в сестерциях. Эта основная расчетная единица Римской империи представляла тогда собой монету из аурихалка (латунь) весом около 27 г. Одна золотая монета (ауреус) весом 8,19 г. разменивалась на двадцать пять серебряных денариев или на сто сестерциев. Чтобы составить представление об его покупательной способности, укажем такие цифры: пятисот сестерциев крестьянской семье вполне хватало, чтобы прокормиться в течение года, а две тысячи стоил раб, необученный никакому ремеслу. Для начала закон Марка Аврелия предусматривал, чтобы на каждом представлении рядовые гладиаторы стоимостью от одной до двух тысяч сестерциев составляли не менее половины от общего числа участников. Опытные гладиаторы, в зависимости от разряда, ценились гораздо дороже - от трех до пятнадцати тысяч сестерциев. И все же разница в стоимости бойцов была не слишком большой, особенно если сравнить гонорары современных футбольных звезд и рядовых спортсменов. Сами выступления гладиаторов в провинциальных амфитеатрах по стоимости делились на пять категорий: от тридцати до двухсот тысяч сестерциев. Колизей требовал, конечно , большего вложения денег. Например, еще при Траяне будущий император Адриан, заняв должность претора, устроил игры, на которые потратил два миллиона сестерциев. Правда, в эту сумму, очевидно, входили затраты на приобретение животных и подарки арителям. Возвращаясь к провинциальным представлениям, отметим, что даже при максимальной стоимости игр на них могли выстурпить в поединках не более сорока бойцов, то есть они были сравнительно небольшими.
Если в дальнейшем хорошо обученный гладиатор, демонстрируя на многих играх свои храбрость и ловкость, презрение к боли и смерти, завоевывал расположение народа, то, по требованию публики, он мог получить свободу, символом которой служил специальный деревянный меч - рудис. Эти «потерянные», по выражению Цицерона. но способные «завести толпу» люди вызывали всеобщий интерес и восхищение повсюду - от рыночной площади до императорского двора. Юноши из знатных семейств приходили учиться у них фехтованию, сами императоры нередко посещали гладиаторские школы. Женщины из аристократических семей, подвергая себя опасности насмешек, влюблялись в гладиаторов, увлеченные их силой и славой, даже если они не блистали особой красотой. Порой, этой страсти отдавались не юные девушки, а вполне зрелые женщины и часто из высшего общества, такие как Эппия, жена сенатора, которую вывел в одной из своих сатир Ювенал :
... Что за краса зажгла, что за юность пленила
Эппию? Что увидав, «гладиаторши» прозвище терпит?
Сергиол, милый ее, уж давно себе бороду бреет,
Скоро уйдет на покой, потому что изранены руки,
А на лице у него уж немало следов безобразных:
Шлемом натертый желвак, огромный по самому носу,
Вечно слезятся глаза, причиняя острые боли.
Все ж гладиатор он был и, стало быть, схож с Гиацинтом.
Стал для нее он дороже, чем родина, дети и сестры,
Лучше, чем муж: ведь с оружием он!
Конечно, Эппия - вымышленное имя, но за ним стоят вполне реальные истории. Достаточно вспомнить уже упоминавшуюся Фаустину, жену Марка Аврелия, которая по одной из версий родила будущего императора Коммода от простого гладиатора. Возможно, следствием такого фанатичного увлечения гладиаторами являются многочисленные светильники с иаображением сцен гладиаторских боев, помещенные в могилу знатной римлянки, открытую в 2000 г. на территории Лондона.
Достаточно просмотреть надписи из одних только Помпей, чтобы убедиться, какой живейший интерес, не меньший, чем к современным спортсменам, киноартистам и музыкантам, вызывали обитатели гладиаторских казарм: все знают их имена, карьеру, обсуждают подробности поединков на арене и рисуют их на стенах, иногда сопровождая рисунки надписями, например: «Вот непобедимый Германик» или «Оффициоз бежал». Изображения гладиаторов мы видим на многих фресках и мозаиках, их образы увековечены на вещах иэ повседневного обихода: посуде, светильниках и резных камнях, которые тысячами расходились среди поклонников захватывающих зрелищ на арене амфитеатров. Некоторым их даже клали в могилу. И все-таки можно было пользоваться печаткой или пить вино из сосудов с изображениями гладиаторов и, в тоже время, презирать их ремесло. Выражая именно такого рода устоявшееся мнение, поэт Ювенал считал гладиаторскую школу последней ступенью человеческого падения. Римские законы запрещали любому, кто хоть когда-нибудь был гладиатором, занимать должности, связанные с управлением или судопроизводством. Когда хотели утешить человека, потерявшего сына, то говорили, что его ожидало неопределенное и, может быть, мрачнoe будущее: а вдруг он стал бы гладиатором? Это бросавшееся в глаза противоречие подчеркивал Тертуллиан, когда писал: « Устроители и распорядители игр называют бесчестием и лишением прав тех самых возниц, актеров, атлетов, гладиаторов, которым зрители отдают свои симпатии, а зрительницы, сверх того, и тело, рискуя погубить свое доброе имя и репутацию: им закрьгг доступ В Курию и на Ростры, в сенаторское и всадническое сословие, к каким-либо почетным должпостям и наградам. Какое извращение! Они любят тех, которых наказывают; презирают тех, кого одобряют; хвалят исполнение, а исполнителя позорят. Как странно бесчестить человека за то самое, за что воздается ему честь. Вместе с тем, какое признание в порочности зрелищ! Их исполнители, хотя и окружены любовью, не зря лишаются доброго имени»
|